Сотрудничество Беларуси и Люксембурга. Устранение двойного налогообложения - точка влияния и роста.

Дорогие Посетители сайта!

Эту статью мы предлагаем Вашему вниманию для того, чтобы показать какую роль соглашения об избежании двойного налогообложения играют в развитии сотрудничества и деловых контактов представителей разных стран. Наша статья дает полное представление о том, почему сотрудничество становится невыгодным, если соглашение об избежании двойного налогообложения отсутствует.  Почему это важно для абсолютно любых сфер деятельности. В качестве практического примера отсутствия соглашения, мы приводим Республику Беларусь и Люксембург. Идея написать эту статью и дать в качестве примера Люксембург возникла у меня после участия в приеме делегации деловых кругов Люксембурга в Беларусь 6 ноября 2019 года. Большую часть вопросов, которые мне адресовали наши гости из Люксембурга, касались того, как платить налоги, в том числе, при оказании услуг, предоставлении франшизы, получении дивидендов и т.п. 

Эту статью подготовили для Вас юрист нашей компании, Татьяна Поцепня и я, Татьяна Кучма. 

Вы можете выбрать для себя и своего бизнеса наилучшее решение!

Приятного прочтения,

Татьяна Кучма

content-img.png

Татьяна Кучма

учредитель и руководитель юридической компании «Франкоговорящая Юридическая Компания ЛоБиЭс», член международной ассоциации юристов – франкофонов Аволинк Франс (Франция)


Основой международного сотрудничества любых стран могут быть различные точки влияния и роста: инвестирование, организация производств,  открытие компаний и представительств, импорт и экспорт товаров, взаимная торговля услугами, финансы, IT, транспорт, интеллектуальная собственность, строительство и многое другое. 

Но, что является либо может явиться точкой влияния, без которой реализация сотрудничества в любой форме и любой сфере становится затруднительной либо же экономически не выгодной? Одним из вопросов, в значительной мере влияющим на успешность и экономическую выгоду, является налогообложение доходов, получаемых от коммерческого взаимодействия или инвестирования. 

В своей статье мы предлагаем рассмотреть каким образом устранение двойного налогообложения влияет на коммерческое и инвестиционное сотрудничество на примере Беларуси и Люксембурга. Необходимо отметить, что между Беларусью и Люксембургом отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения как таковое. Следствием является повышенная налоговая нагрузка, а в ряде случаев уплата налогов в обоих государствах.

В первую очередь необходимо отметить, что существует два основных принципа, на которых основываются системы налогообложения в разных государствах: принцип резидентности, при котором государство облагает налогом общемировые доходы своих резидентов, и принцип территориальности, при котором налоги взимаются в месте получения доходов. Никаких проблем не возникло бы, если бы все страны использовали один тот же принцип. Однако на практике, ввиду экономических и политических различий, в большинстве налоговых систем применяются оба принципа одновременно в отношении как резидентов, так и нерезидентов, что приводит к возникновению международного двойного налогообложения (когда два государства претендуют на налогообложение одного и того же дохода). Устранение международного двойного налогообложения осуществляется государствами в виде односторонних мер, предусмотренных национальным законодательством (по инициативе государства резидентства) либо в двустороннем порядке (посредством заключения международных соглашений об избежании двойного налогообложения). 

Получение доходов возможно при взаимной торговле товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности, предоставлении процентных займов, создании дочерних компаний и т.д. 

Порядок налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство регулируется положениями гл. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (далее Налоговый кодекс). Так, согласно ст. 189 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются доходы, полученные от источников в Республике Беларусь.  К таким доходам, в том числе, относятся доходы от международных перевозок и фрахта, доходы по долговым обязательствам (кредитам, займам,, ценным бумагам, проценты по аккредитивам с отсрочкой возмещения),  доходы в виде штрафов и неустоек,  дивиденды,  роялти (права на компьютерные программы, патенты, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, образцы, предоставление права пользования имуществом и т.п.), доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, доходы от отчуждения имущества, долей в уставных фондах коммерческих организаций, доходы от довольно широкого перечня работ и услуг (консультационные, маркетинговые, управленческие, страхование, реклама (за исключением участия белорусских субъектов в выставках и ярмарках), поиск персонала, сопровождение и охрана грузов, доходы от услуг по обработке и размещению информации, деятельности веб-порталов и т.п.).  

Что касается торговли товарами, то следует отметить, что доходы иностранной компании облагаются налогом на доходы  иностранной организации в случае реализации товаров по договорам поручения либо комиссии. Что касается услуг, то не подлежат налогообложению указанным налогом доходы от услуг, оказываемых белорусским организациям и белорусским индивидуальным предпринимателям в целях подтверждения соответствия процесса производства, продукции, иных объектов требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации и (или) требованиям, установленным законодательством иностранного государства или международными стандартами).  

Люксембургские компании инвестируют в Беларусь через создание дочерних компаний (совместных предприятий, иностранных компаний со 100% люксембургским капиталом), а также представительств. Дивиденды, проценты и роялти являются наиболее вероятными способами получения прибыли для этих компаний. Получение дохода за счет процентов и роялти возможно и без создания дочерней компании, а путем заключения договоров со сторонними белорусскими компаниями (продажа услуг, работ, аренда, передача интеллектуальной собственности и т.д.).

Поскольку проценты и роялти являются расходами белорусской компании, то белорусская компания не платит налог. Что касается люксембургских компаний, то их доходы облагаются в Беларуси налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Беларуси (далее - налог у источника), при перечислении доходов. Согласно подпунктам 1.2-1.5 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Налоговый кодекс), ставка налога составляет от 6 до 15% от суммы перечисляемого дохода (все ставки налога, указанные в статье, действуют по состоянию на 23.04.2020). Что касается дивидендов, то данный вид дохода также облагается в Беларуси по ставке 12% (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса).

Таким образом как при взаимной торговле, так и при развитии инвестиционной деятельности, перечень объектов налогообложения доходов иностранных организаций довольно широк и касается практически всех сфер деятельности. Что является логичным но, в отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения между двумя странами помимо удержания налогов в Беларуси, люксембургская компания платит налог с полученного дохода также и в Люксембурге. Например, согласно ст. 174 Закона Великого Герцогства Люксембург от 04.12.1967 г. “О налоге на прибыль” (с изм. от 01.01.2020 г.) (далее - Закон Люксембурга “О налоге на прибыль”) компании-резиденты Герцогства в зависимости от размера полученного дохода обязаны уплатить 15-17% налога на прибыль, кроме того, 7% с суммы уплаченного налога на прибыль для пополнения фонда по безработице (пргф. 2 ст. 7 Закона Великого Герцогства Люксембург от 30.06.1976 г. (с изм. от 21.12.2012 г.)) и муниципальный коммерческий налог, ставка которого устанавливается местными советами, и в городе Люксембург, например, составляет 6,75% (ч. 1 пргф. 2 Закона Великого Герцогства Люксембург от 01.12.1936 “О муниципальном налоге”; ст. 1 Постановления Великого Герцога от 06.12.2019 г. в отношении ставок налога на имущество и муниципального коммерческого налога). Таким образом, компании, зарегистрированные в столице Люксембурга уплачивают в бюджет Герцогства  24,94% со своего общемирового дохода. 

Что касается белорусской компании, заключившей договор с люксембургской компанией о предоставлении ей услуг, выполнении работ, предоставлении в аренду имущества, оказании транспортных услуг и т.п. то, помимо уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, т.к. источником выплаты дохода является люксембургская компания, согласно ст. 146, 148 Закона Люксембурга “О налоге на прибыль” из дохода белорусской компании  будет удержано 15% налога у источника выплаты дохода (люксембургский аналог белорусского налога на доходы). 

Таким образом, налоговая нагрузка повышается, и совершение сделки может стать экономически невыгодным для одной из сторон сделки либо для обеих, т.к. применить специальные нормы об устранении двойного налогообложения они не могут, в отсутствие соглашения как такового. 

Необходимо отметить, что одним из способов стимулирования двусторонних бизнес-отношений между Люксембургом и Беларусью может явиться достижение экономической нейтральности налогов. Иными словами, необходимо минимизировать влияние налогов на процесс принятия решений инвесторами и участниками коммерческих сделок. 

В числе преимуществ заключения соглашения об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и Беларусью мы полагаем возможным назвать следующие:

Во-первых, соглашение об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и Беларусью уменьшило бы налоговую нагрузку как компаний с люксембургским капиталом, представленных в Республике Беларусь, так и  компаний Люксембурга и Беларуси, планирующих сотрудничество в иной форме.  

В мировой практике для решения этой проблемы применяется три метода:

1. Метод налоговых вычетов (tax deduction).

Данный метод подразумевает, что сумма налогов, уплаченных в стране-источнике доходов, вычитается из налоговой базы в государстве резидентства. 

2. Метод налогового освобождения/исключения (tax exemption).

При применении данного метода государство резидентства не претендует на зарубежные доходы и не облагает их налогами.

3. Метод налогового кредита/зачета (tax credit/tax relief).

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы налогов, исчисленных в государстве резидентства, на сумму налогов, уплаченных в государстве-источнике доходов. Является наиболее часто применимым из всех трех методов. Стоит заметить, что государства применяют его ограничительно, вычитая налоги, уплаченные за рубежом, в сумме, не превышающей подлежащую уплате сумму в государстве резидентства.

Во-вторых, соглашение об избежании двойного налогообложения  между Люксембургом и Беларусью даст понять сторонам ex-ante  (т.е. до принятия решения) каким образом их доходы будут облагаться налогами, что, в свою очередь, может привлечь как прямые иностранные инвестиции, так и способствовать развитию коммерческих отношений между компаниями двух стран, т.к. принцип правовой определенности, обеспечиваемый соглашением об избежании двойного налогообложения, является очень важным фактором при принятии деловых решений. Соглашение даст бизнесу больше уверенности в отношении нежелательных изменений в национальном налоговом законодательстве принимающей страны, так как большинство государств не смеют нарушать свои международные договорные обязательства. 

Дополнительным аргументом в пользу налоговых соглашений является то, что они хорошо известны и общеприняты во всем мире. 

В-третьих, соглашение об избежании двойного налогообложения  между Республикой Беларусь и Люксембургом позволит гармонизировать налоговые понятия, закрепленные в национальном законодательстве двух стран. Например, согласно законодательству Люксембурга, «постоянным представительством считается выполнение строительных работ, длительность которых превысила или может превысить 12 месяцев» (пп. 3 п. 2 пргф. 16 Закона Великого Герцогства Люксембург от 16.10.1934 г. “О налоговой корректировке” (Steueranpassungsgesetz)), в то время как в Беларуси для признания строительной площадки постоянным представительством достаточно 6 месяцев (180 дней) (п. 3 ст. 180 Налогового кодекса Республики Беларусь).

В-четвертых, заключение соглашения об избежании двойного налогообложения между Люксембургом и Беларусью можно считать одним из средств борьбы с уклонением от уплаты налогов через трансфертное ценообразование и treaty shopping. Это происходит посредством налаживания обмена информацией между налоговыми органами двух стран.

Таким образом, целесообразность подписания соглашения об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Люксембургом обосновывается тем, что заключение данного соглашения может снизить налоговую нагрузку устранив двойное налогообложение. В то же время снижение налогового бремени может стимулировать развитие инвестиционной деятельности, поскольку двойная налоговая нагрузка делает экономически эффективные проекты непривлекательными для реализации. Обмен информацией между договаривающимися государствами может снизить вероятность уклонения от уплаты налогов, а также административные расходы, связанные с соблюдением налогового законодательства и сбором налогов. 

В заключение мы хотели бы отметить, что  заключение соглашения об избежании двойного налогообложения  является сигналом о готовности стран, его заключивших, к более тесному сотрудничеству и взаимодействию, и это, в свою очередь повышает доверие бизнес-сообщества обеих сторон, что приводит к повышению уровня взаимного экономического сотрудничества между государствами-участниками договора. 

Представленная информация не является готовой консультацией и актуальна по состоянию на дату ее опубликования 23.04.2020 года. Консультация, а также актуализация информации может быть осуществлена юридической компанией по Вашему индивидуальному запросу.