Рекламный сбор. Иностранный рекламодатель.

Дорогие Посетители сайта!

Наша сегодняшняя статья для Вас не только о том, что с 1 мая 2022 года рекламодатели должны платить сбор за размещение/распространение рекламы, но и том, с какими сложностями может столкнуться бизнес при определении того, подпадает ли его деятельность под понятие реклама. Этот термин очень емкий, и практически не категоризированный. В этой связи, возможно для Вас будет полезной информации о том, в каких случаях рекламой может быть деятельность, которая не ассоциируется у нас с Вами с рекламой как таковой. 

Информацию для Вас готовили: я, Татьяна Кучма, и мой ассистент Никита Фисенко. Возможно, информация окажется для Вас полезной, и Вы сможете выбрать для себя и своего бизнеса наилучшее решение!

Приятного прочтения, 

Татьяна Кучма Татьяна Кучма


Учредитель и руководитель юридической компании

«Франкоговорящая Юридическая Компания ЛоБиЭс»,

член международной ассоциации юристов – франкофонов Аволинк Франс (Франция)


Указом Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 N 131 "О развитии средств массовой информации" (далее - Указ N 131) вводится новый сбор - за размещение (распространение) рекламы. Документ вступает в силу с 1 мая 2022 г. Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями. Рекламодатель - организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь. 

Реклама деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем признается объектом сбора. С 1 мая 2022 года иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы. В такой ситуации рекламное агентство будет признано плательщиком сбора как рекламодатель. Согласно пункту 5 перечня терминов и определений (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. N 131 "О развитии средств массовой информации") рекламное агентство - юридическое лицо Республики Беларусь или индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет. Базой для исчисления сбора определена стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Стоимость этих услуг должна быть указана в договоре, предусматривающем оказание услуг по размещению (распространению) рекламы (подпункт 2.5 пункта 2 Указа N 131). 

Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без указания их стоимости в договоре является незаконным и запрещается. 

Согласно разъяснениям Министерства информации Республики Беларусь, опубликованным 15.04.2022 года на сайте министерства (http://mininform.gov.by/news/actual/razyasneniya-po-primeneniyu-otdelnykh-norm-ukaza-131-/) «В случае, когда стоимость услуг невозможно определить на момент заключения договора, в договоре обязательно должна быть ссылка на обязательное приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, содержащее информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период (например, акт выполненных работ)». 

При этом из указанной выше нормы о сборе есть исключения. Одно из них заключается в следующем: не признается объектом обложения сбором размещение (распространение) рекламы: «… размещаемой в зданиях (помещениях, сооружениях)». Но для того, чтобы сделать выводы о возможности применения данного исключения необходимо определиться со средствами размещения/распространения рекламы и месте в каждом конкретном рассматриваемом случае. 

Отдельное внимание необходимо уделить смешанным договорам, которые предусматривают оказание маркетинговых услуг, услуг консультационных и/или информационных услуг. Этот вопрос актуален для тех белорусских компаний, которые оказывают своим иностранным клиентам такие услуги как: посещение торговых объектов и представление образцов товаров; информирование о свойствах и качественных характеристиках товаров; информирование о запланированных рекламных кампаниях в СМИ и Интернет, о новинках и приоритетах месяца, о товарах, пользующихся наибольшим спросом у потребителей. Если исходить из определения термина реклама, как это предусмотрено статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З (ред. от 04.01.2021) "О рекламе", реклама это информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. Средство рекламы – техническое или иное средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) рекламы, то даже в случае заключения такого смешанного договора, ряд оказываемых по нему услуг может расцениваться контролирующими органами, как реклама. В этой связи мы рекомендуем внимательно отнестись к предмету договора, а также к тому, что именно Вы указываете в актах оказанных услуг и отчетах к ним. 

Принимая во внимание, исключение о том, что распространение рекламы в зданиях, помещениях, сооружениях не является объектом обложения сбором, также мы рекомендуем обратить внимание на то, где именно Вы оказываете услуги, и отразить это в акте оказанных услуг /отчете к нему. Следует отметить, что норма о рекламном сборе новая, и безусловно, с течением времени мы получим сложившуюся практику и определенные подходы налоговых органов к оценке тех либо иных условий договоров. Но пока мы в самом начале, будьте бдительны, и внимательно относитесь к тому, что указано в Ваших действующих договорах либо тех, которые Вы планируете заключить.