Работаем с нерезидентом: при каких условиях возникает постоянное представительство?

Работаем с нерезидентом: при каких условиях возникает постоянное представительство?

Дорогие Друзья!


Еженедельно в своих дайджестах мы делимся с Вами новостями бизнеса, права, международных событий и тенденций, событий нашей компании. Мы всегда стремимся выбрать для Вас только лучшее – интересное, полезное и практически применимое.

Пишем это кратко, логично и ясно. Чтобы Вы могли прочитать быстро)
Но тем получается много, они разные (чтобы каждый из Вас мог найти что-то для себя). Среди публикаций есть просто новости, а есть и то, что близко специализации LawBS и Вашей деятельности. Наиболее интересные либо спорные я буду комментировать, и делиться с Вами своим мнением и выводами.
Вы сможете выбрать для себя и своего бизнеса наилучшее решение!
Я предлагаю Вашему вниманию интервью. Тема: Сотрудничество с иностранными компаниями. Постоянное представительство в целях налогообложения. Когда оно возникает, какие обязательства влечет. На что необходимо обратить внимание, чтобы вовремя понять являетесь Вы лично либо Ваша компания постоянным представительством нерезидента.

Правовое издание "Я юрисконсульт организации" это интервью изначально заказывало у меня для юристов. В итоге оно содержит полезную информацию не только для юристов, но и для руководителей, финансовых директоров и бухгалтеров, т.к. позволяет, не вникая в юридические тонкости (хотя, безусловно, в тексте интервью они есть), принять во внимание сам факт существования проблемы и вовремя принять верное управленческое решение.

Приятного прочтения,

Татьяна Кучма







Что обсудили:

1. Белорусское налоговое законодательство, международные соглашения, четкие и оценочные категории квалификации деятельности резидента как постоянного представительства нерезидента в целях налогообложения.

2. Оценка вероятности возникновения постоянного представительства до заключения договора или выдачи доверенности как способ избежать незапланированных убытков в виде сумм налогов, пеней и штрафов.


– Татьяна, как белорусскому субъекту хозяйствования, особенно такому, который впервые сталкивается с оказанием услуг нерезиденту, понять, в каком случае он может стать постоянным представительством для целей налогообложения?

– Белорусский субъект хозяйствования должен помнить, что его деятельность может рассматриваться как постоянное представительство иностранной организации, если он:

1) осуществляет деятельность от имени и (или) для (в интересах) иностранной организации;

2) имеет и использует полномочия, предоставленные иностранной организацией по доверенности, для заключения контрактов или согласования их существенных условий.

В законодательстве есть нормы, прямо указывающие, что определенная деятельность однозначно приводит к возникновению постоянного представительства, например, согласно п. 4 ст. 180 НК, постоянным представительством иностранной организации признается строительная площадка, монтажный или сборочный объект, если такая площадка или объект существуют на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего 180 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.

Вместе с тем некоторые нормы устанавливают общие критерии, и в этом случае субъекту хозяйствования сложнее разобраться с постоянным представительством. В частности, подп. 1.1 п. 1ст. 180 НК в качестве такого критерия называет постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью либо частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь.

Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Данная норма не содержит каких-либо конкретных указаний на то, что является местом деятельности, каков способ осуществления предпринимательской деятельности, а также на то, осуществляет ли такую деятельность иностранная компания самостоятельно либо через уполномоченных лиц, либо иные организации, в т.ч. белорусские. А если нормой закона деятельность либо действия прямо не исключены в качестве признаков постоянного представительства иностранной организации, то налоговый орган в каждом конкретном случае будет самостоятельно оценивать такую деятельность, исходя из условий и обстоятельств конкретного субъекта хозяйствования.

«В качестве постоянного представительства иностранной организации налоговые органы могут рассматривать не только субъектов хозяйствования, но и просто физических лиц, действующих на основании доверенности, выданной иностранной компанией. Чтобы верно квалифицировать, какой субъект является постоянным представительством, в доверенности необходимо конкретизировать, предоставляются ли полномочия физическому лицу как работнику субъекта хозяйствования (с указанием должности) либо доверенность выдается просто гражданину».

Вместе с тем налоговое законодательство закрепляет признаки, прямо исключающие постоянное представительство иностранной организации.

Общими исключениями являются: действия и деятельность, которая носит вспомогательный характер, а также сбор или распространение информации, закупка товаров, имущественных прав, хранение, демонстрация и поставка товаров (без реализации на территории Республики Беларусь) (п. 5 ст. 180 НК).

Также исключение составляют случаи, когда белорусская организация либо физическое лицо действуют в рамках своей обычной деятельности, т.е. осуществляют ее самостоятельно, не подвергаются контролю либо указаниям со стороны иностранной организации, а также самостоятельно несут риск предпринимательской деятельности.


– Какими нормами руководствуются налоговые органы, когда квалифицируют деятельность нерезидента в Беларуси через белорусскую организацию как деятельность через постоянное представительство?

– Налоговые органы руководствуются положениями налогового законодательства Республики Беларусь и международных соглашений по вопросам избежания двойного налогообложения.

В некоторых случаях международные соглашения содержат иные нормы по сравнению с национальным налоговым законодательством Республики Беларусь. Например, ст. 4 Соглашения с Францией предусматривает более длительные сроки выполнения строительно-монтажных работ – 24 месяца, по сравнению с установленными белорусским налоговым законодательством в 12 месяцев (п. 4 ст. 180 НК), а также расширяет перечень видов деятельности, которые исключают постоянное представительство.

Документ:
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики об устранении двойного налогообложения доходов от 04.10.1985 (далее – Соглашение с Францией). Соглашение применяется в отношениях между Республикой Беларусь, выступающей в качестве правопреемника бывшего СССР, и Францией с 25 декабря 1991 г.


– Какие договоры, заключаемые с нерезидентом, образуют постоянное представительство для целей налогообложения?

– На практике к таким договорам могут относиться агентские соглашения, договоры комиссии, поручения, договоры о совместной деятельности, соглашения о совместной реализации проектов, договоры оказания услуг, выполнения работ.

Обращаем внимание, что отдельные действия, совершаемые белорусским субъектом хозяйствования либо физическим лицом по доверенности, выданной в развитие указанных выше договоров, также могут быть квалифицированы в качестве постоянного представительства.

Документ:
Рекомендации по вопросам налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, являющиеся приложением к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.05.2019 № 4-2-15/00761 (далее – Рекомендации МНС).


– Чем грозит белорусскому субъекту хозяйствования квалификация его деятельности в качестве постоянного представительства для целей налогообложения?

– В первую очередь, усилением налоговой нагрузки, а в случае неправильной уплаты налогов – еще и применением мер административной ответственности.

Возникновение постоянного представительства в целях налогообложения означает то, что прибыль, получаемая иностранной организацией от осуществления деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежит налогообложению в Республике Беларусь, если не подпадает под льготы либо исключения. Также иностранная организация в установленных законом случаях становится плательщиком НДС. Следствием этого является обязанность белорусского субъекта хозяйствования платить налоги за иностранную организацию.

В Рекомендациях МНС указано, что на белорусские организации и физических лиц, признаваемых постоянным представительством иностранной организации в целях налогообложения, возлагается исполнение налоговых обязательств плательщика – иностранной организации, а также ответственность, установленная за неисполнение для плательщиков и налоговых агентов (п. 7 ст. 42 НК).

Таким образом, белорусский субъект хозяйствования либо физическое лицо, которые признаются постоянным представительством в целях налогообложения, обязаны исполнять обязательства налогоплательщика и несут ответственность за их невыполнение либо несвоевременное выполнение. В случае неуплаты налога с белорусского субъекта хозяйствования либо физического лица будут взысканы подлежащие уплате суммы налогов, пени, взимаемые согласно положениям налогового законодательства, в случае просрочки в уплате налогов, а также штраф на основании ст. 13.7 КоАП.

Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

«Термина «зависимый агент» белорусское налоговое законодательство не содержит. Однако налоговые органы используют данный термин на практике. В частности, в Рекомендациях МНС понятие «зависимый агент» используется при описании особенностей исполнения налоговых обязательств иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство. Под зависимыми агентами имеются в виду не только белорусские субъекты хозяйствования, но и физические лица, которые признаются постоянным представительством иностранной организации в целях налогообложения».


– На что следует обращать внимание, чтобы не попасть в такую ситуацию?

– В первую очередь – на предмет договора и обязательства иностранной и белорусской организации либо физического лица.

Самыми проблемными вопросами или условиями, от правильной формулировки которых при заключении договоров с нерезидентами зависит возникновение постоянного представительства для целей налогообложения, являются:

– условия о том, будет ли белорусская организация или физическое лицо подвергаться контролю со стороны иностранной организации, получать от нее указания, заключать от ее имени договоры, согласовывать существенные условия и т.п.;

– распределение рисков осуществления такой деятельности между сторонами договора.

Важной будет являться оценка деятельности белорусского субъекта в интересах иностранной организации за определенный период времени: является она обычной для него или специально осуществляемой для нерезидента.

Обратите внимание, что оценить вероятность возникновения постоянного представительства в целях налогообложения необходимо на первоначальном этапе, до осуществления деятельности, заключения договора либо выдачи доверенности, что позволит избежать незапланированных убытков в виде сумм налогов, пеней и штрафов.

 

Интервью опубликовано в октябре 2019 года в журнале «Я – юрисконсульт организации».